Cтатья
опубликована в № 2/98 и № 3/98 журнала Назаров С.А. Служба безопасности расследует пожар Правовая
основа расследования пожара службой безопасности Прежде чем приступить к изложению методики расследования пожара службой безопасности, необходимо напомнить о действиях ее работников при получении сообщения о пожаре на охраняемом объекте. Алгоритм их первичных действий сводится к следующему: 1.
сообщение по телефону в пожарную охрану о пожаре с указанием: наименования
предприятия; его точного адреса; места въезда на объект; характера пожара
(что горит, площадь пожара и т.д.); фамилии и должности сообщившего; номера
телефона, с которого произведено сообщение; После ликвидации пожара, независимо от того, проводят по нему оперативную проверку сотрудники правоохранительных органов или нет, службе безопасности необходимо приступить к расследованию причин происшествия, установлению виновных лиц и т.д. Сразу следует оговориться, что пожар, в зависимости от различных условий, может быть вызван как административным правонарушением, так и уголовным преступлением. Правовая основа расследования пожара службой безопасности Правовую основу деятельности службы безопасности по расследованию пожара составляют статья 14 "Охранно-сыскные подразделения на предприятиях" Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", предоставляющая право предприятиям создавать в интересах собственной безопасности обособленные подразделения для осуществления охранно-сыскной деятельности, и статья 37 "Права и обязанности предприятий в области пожарной безопасности" Закона РФ "О пожарной безопасности", дающая право предприятию про водить работы по установлению причины и обстоятельств произошедшего у него пожара. В зависимости от причины пожара, его последствий и других факторов предприятие, где произошел пожар, может участвовать в качестве гражданского истца или гражданского ответчика в уголовном, гражданском или арбитражном процессах. В ходе судебного разбирательства как истец, так и ответчик пользуются равными правами по представлению доказательств и участию в их исследовании. Доказательствами по делу являются любые фактические данные или сведения, на основании которых суд устанавливает истину. Источниками доказательств в уголовном процессе являются: показания свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых; заключение эксперта; акты ревизий и документальных проверок; вещественные доказательства, протоколы следственных и судебных действий; иные документы (ст. 69 УПК РСФСР). Документы являются доказательствами, если обстоятельства и факты, удостоверенные или изложенные предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, имеют значение для уголовного дела (ст. 88 УПК РСФСР). Сбор
доказательств в полном объеме по уголовному делу производит следователь
либо лицо, производящее дознание, и в этом случае служба безопасности В гражданском и арбитражном процессах стороны обязаны сами доказывать те обстоятельства, на которые ссылаются, как на основания своих требований или возражений, т.е. должны сами представить в суд доказательства (ст. 53 АПК РФ и ст. 50 ГПК РФ). В гражданском процессе источниками доказательств являются: объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей, письменные доказательства, вещественные доказательства, заключения экспертов (ст. 49 ГПК РСФСР). В арбитражном процессе источниками доказательств являются: письменные и вещественные доказательства; заключения экспертов; показания свидетелей; объяснения лиц, участвующих в деле (ст. 52 АПК РФ). К вещественным доказательствам относятся предметы, которые могут служить средством установления обстоятельств, имеющих значение для дела (ст. 68 ГПК РСФСР и ст. 62 АПК РФ). Непосредственно при расследовании пожара на предприятии работники службы безопасности должны руководствоваться положениями ст. 5 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и имеют право производить устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия) и изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев). Однако, исходя из того, что расследование пожара ведется на предприятии, на которое распространяют свое действие также нормы Кодекса Законов о труде РСФСР, обязывающие администрацию проводить расследование несчастных и иных случаев на производстве (ст. 147 КЗоТ РСФСР) и предоставляющие право затребовать письменные объяснения от работников предприятия в случае необходимости (ст. 136 КЗоТ РСФСР), работник службы безопасности, ведущий расследование пожара, может производить письменный опрос рабочих, служащих и должностных лиц, а также изучение предметов и документов, имеющих отношение к пожару, без письменного согласия их владельцев (достаточно нелепо просить у владельца письменное разрешение на осмотр его электрочайника, ставшего причиной пожара). Кроме этого, при расследовании пожара допускается наведение справок; внешний осмотр строений, помещений и других объектов; наблюдение, а также использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемок; применение иных технических средств. Методика расследования пожара службой безопасности Сама методика расследования пожара службой безопасности по своей сути незначительно отличается оттого, как принято это делать в правоохранительных органах. Отличия заключаются в некотором ограничении методов сбора значимой информации. Так, нельзя использовать отдельные методы, указанные в законе "Об оперативно-розыскной деятельности", а именно: прослушивание телефонных разговоров, снятие информации с технических каналов связи и т.д. К
общим положениям методики расследования пожара службой безопасности относятся: Рассмотрим перечисленные положения более подробно. Законность проводимого расследования означает, что оно должно проводиться в соответствии с Законом РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" с учетом требований, предъявляемых гражданско-процессуальным и арбитражно-процессуальным кодексами, к сбору доказательственной информации по делу. Значимая для дела информация собирается и закрепляется путем получения письменных объяснений от свидетелей, осмотра вещественных доказательств, зданий помещений, места пожара, истребованиям письменных доказательств, ходатайства о производстве экспертизы, наведения справок. Единство руководством расследования означает, что руководит им и несет ответственность за его результаты один человек. Для проведения расследования пожара, как правило, создается комиссия. Создание комиссии оформляется приказом по предприятию.
В приказе указывается: Активность
и целеустремленность заключается в том, что члены комиссии не
просто фиксируют факты и обстоятельства пожара, которые являются более
или менее очевидными, а стремятся выявить максимальный объем информации
о случившемся пожаре, критически оценивают ее, отсеивая все не относящиеся
к делу обстоятельства и сосредотачивая свое внимание на сборе значимой
информации. Значимой информацией по пожару будет информация, характеризующая
элементы информационной модели пожара. Информационная модель пожара состоит
из элементов, каждый из которых имеет свое содержание и находится в зависимости
от других. К информационной модели пожара относятся: Стадийность,
т.е. необходимость соблюдения последовательности в проведении следственных
действий в расследовании пожара. По делам о пожарах наиболее приемлема
следующая последовательность действий: Применение технических средств заключается в использовании в ходе осмотра вещественных доказательств места пожара, средств измерения (линейка, штангенциркуль), фото- и видеосъемки, металлоискателей и т.д., в ходе опроса свидетелей - аудиозаписи, полиграфа (детектора лжи). К
помощи специалистов необходимо прибегать в тех случаях, когда
на объекте нет работников, способных квалифицированно произвести необходимые
действия. Так для Цель расследования пожара – установить, что сгорело, когда, где, при каких обстоятельствах возник пожар, какова причина его возникновения и есть ли признаки поджога, какие правила пожарной безопасности, а также требования других нормативных документов (СНиП, ГОСТ, ПУЭ и т.д.) были нарушены, кто и когда допустил эти нарушения, характер и размер ущерба от пожара, наличие причинно-следственной связи между допущенными нарушениями и последствиями пожара, имеет ли пожар признаки преступления (если такие признаки усматриваются, об этом немедленно информируются правоохранительные органы). В рамках гражданского или арбитражного процессов осмотр места пожара может рассматриваться как осмотр вещественных доказательств, которые невозможно представить в судебное заседание, и производится он всем составом суда (ст.ст. 55, 63, 64 АПК, ст. 72 ГПК). Осмотр места пожара до возникновения дела в суде в порядке обеспечения доказательств может произвести нотариус (ст. 557 ГПК и ч. 1 ст. 52 АПК). По результатам осмотра составляется протокол. В протоколе указываются: дата составления протокола, фамилия и инициалы нотариуса (члены ведомственной комиссии); адрес места пожара; по чьей просьбе производится осмотр; обстоятельства, установленные осмотром. Если осмотр места пожара проводят работники правоохранительных органов (следователи, дознаватели), то протокол осмотра составляется в соответствии с требованиями УПК. В этом случае члены комиссии должны ходатайствовать перед следователем о своем участии в осмотре места пожара и после его окончания подписать протокол. Также осмотр места пожара с соответствующим оформлением результатов может произвести работник службы безопасности, имеющий лицензию частного детектива.
Осмотр места пожара необходимо разделить на этапы. Рабочий этап. Следует определить границы зоны горения, зоны теплового воздействия, зоны задымления, установить подлежащее осмотру пространство (помещение, этаж, здание); решить вопрос об исходной точке и способе осмотра, то есть определить его последовательность. Существует три способа осмотра места пожара. При концентрическом способе осмотр ведется от периферии к центру. Так осматриваются сгоревшие помещения – начиная от входа в него. Эксцентрический способ заключается в том, что осмотр ведется от центра места происшествия к периферии (центром места происшествия может быть ярко выраженный очаг пожара в помещении). Фронтальный способ представляет собой линейный осмотр площади от одной границы зоны осмотра до другой. Он применяется при осмотре больших площадей. Независимо от того, кто проводит осмотр места пожара – следователь, дознаватель, нотариус, члены ведомственной комиссии, частный детектив, – в ходе осмотра должны быть обнаружены и занесены в протокол сведения: об очаге пожара, источниках зажигания и горючей среде в зоне горения, путях распространения огня из очага пожара, об организации эвакуации людей из зоны горения, тепловом воздействии и задымлении, системах обнаружения и сообщения о пожаре, организации тушения, в том числе о первичных средствах, противопожарной устойчивости здания. Наиболее характерным признаком является «очаговый конус» – совокупность следов горения и разрушения на вертикальных и горизонтальных поверхностях зданий, оборудовании, складированных материальных ценностях. Эти следы имеют форму конуса, обращенного вершиной вниз, то есть в сторону первоначального места возникновения горения. На пожаре огонь, как правило, распространяется снизу вверх, и нижняя точка «очагового конуса», образованного следами горения, в подавляющем большинстве случаев и является местом возникновения пожара. «Очаговый конус» может также быть образован следами обрушения штукатурки на кирпичных стенах, разрушением защитного слоя железобетонных конструкций, за копчением, изменением цвета поверхности конструкции и т.д. Другие признаки очага пожара: полное выгорание пожарной нагрузки в нем; глубокое локальное переугливание древесины; сквозные прогары пола, стен, потолка; белые (светлые) пятна на поверхностях перекрытий при их полном закопчении; локальное обрушение строительных конструкций; температурные деформации металлических конструкций (металл выгибается в сторону теплового излучения). Горючая среда. Это горючие элементы несущих и ограждающих конструкций здания; горючая отделка помещений, коридоров и т.д.; горючее сырье и готовая продукция; горючие элементы технологического и иного оборудования и т.д. В протоколе осмотра должно быть указано, какие горючие вещества находились в зоне горения и особенно в очаге пожара; их количество, условия хранения и переработки (объем тары, размеры технологического оборудования и другие характеристики, которые могут иметь отношение к пожару); степень повреждения огнем. Из очага пожара необходимо изъять и герметично упаковать остатки горючих веществ, происхождение которых не установлено, чтобы впоследствии отправить их на экспертизу. Источники зажигания: горящие или накаленные тела, электрические разряды, обладающие запасом энергии и температурой, достаточными для возникновения горения горючей среды. К
типичным источникам зажигания относятся: Осмотр электрооборудования начинают от наиболее удаленного от источника питания потребителя электроэнергии и производят по схеме электроснабжения. При этом сравнивают, что отражено в нормативно-технической документации и что есть в реальности. На реальной схеме электроснабжения отражают: марку и сечение проводов и кабелей, способ их прокладки и состояние (наличие следов короткого замыкания), марку и состояние аппаратов защиты. При осмотре не должна нарушаться их целостность. Включать рубильники в зоне горения также запрещено. Должны быть также зафиксированы марки характеристики (мощность, номинальный ток, напряжение и т.д.) и состояние электрических машин и электрооборудования; состояние цепей заземления и зануления. Если есть основания полагать, что пожар возник от молнии, осматривается система молниезащиты объекта. Удар молнии характеризуется расплавами на металлических проводниках молниеотводов. При осмотре технологического оборудования устанавливается его назначение, конструктивное исполнение, степень повреждения, объем, размеры и иные характеристики, обозначенные на поясняющих табличках на оборудовании: год выпуска, серийный номер и т.д. Кроме этого, осматриваются подводящие и отводящие трубопроводы, запирающая арматура, приборы контроля и управления технологическим процессом. Для определения путей распространения пожара необходимо тщательно осмотреть и зафиксировать состояние систем приточной и вытяжной вентиляции; технологических проемов и средств их защиты; отверстий, шахт, каналов и пустот в противопожарных преградах, стенах, перекрытиях, перегородках, а также имеющиеся в них прогары или иные виды разрушений и термических повреждений. При наличии на пожаре погибших или пострадавших осматриваются пути эвакуации и системы обеспечения безопасной эвакуации – дымоудаления, оповещения о пожаре, эвакуационного освещения. Фиксируется состояние и конструктивное исполнение эвакуационных выходов (их количество, способ открывания дверей и замков), протяженность, ширина и высота путей эвакуации; наличие горючих элементов в строительных конструкциях на путях эвакуации. Фактическая противопожарная устойчивость здания определяется по результатам осмотра строительных конструкций (колонн, стен, в том числе противопожарных, перекрытий, лестничных клеток, покрытий), при этом фиксируются размеры, материал, из которого изготовлен строительный элемент, степень повреждения огнем. При наличии в здании систем автоматической пожарной сигнализации и пожаротушения осматриваются и фиксируются: состояние пожарных извещателей (марка, способ размещения, количество в шлейфе), способ прокладки линейной части, размещение приборов управления, электропитание системы сигнализации. В установках пожаротушения осматриваются оросители, трубопроводы, приборы управления и контроля, емкости хранения огнетушащего вещества. При осмотре ручных средств пожаротушения фиксируется место их хранения и место обнаружения, тип и их количество. Результаты осмотра фиксируются в протоколе, где указывается дата и место проведения, кто проводил, кто при этом присутствовал, что и в какой последовательности обнаружено при осмотре. Прилагаются планы, схемы, фотографии места пожара. По результатам осмотра могут выдвигаться различные версии о причине возникновения пожара. Признаками,
указывающими на возникновение пожара вследствие умысла, являются: В
процессе расследования пожара проводится опрос свидетелей. Результаты
опроса, как правило, фиксируются в объяснительных записках свидетелей.
В ходе опроса устанавливается: В тех случаях, когда для определения очага пожара, причины его возникновения, допущенных нарушений нормативных документов требуются специальные познания, которыми работники службы безопасности не располагают, может быть по их ходатайству назначена пожарно-техническая экспертиза. Назначение экспертизы производит нотариус. Для нее необходимо определить, к какому эксперту обратиться, какие материалы предоставить для исследования, какие вопросы поставить эксперту для разрешения.
Наиболее характерными вопросами для пожарно-технического эксперта являются:
Материалами, представляемыми для исследования эксперту, являются: В случае необходимости эксперт сам может затребовать дополнительные материалы для ответов на поставленные вопросы. Документом,
закрепляющим результаты расследования, является акт расследования пожара.
Он подписывается всеми членами комиссии и утверждается руководителем объекта.
На основании акта администрация предприятия в соответствии с требованиями
КЗоТа может привлечь лиц, виновных в пожаре, к дисциплинарной и материальной
ответственности, в иных случаях материалы могут быть переданы в правоохранительные
органы или в суд. |
Это
нужно знать каждому!
|
|||||||||||||